Живая, слишком живая
Он несколько раз уходил без объяснений и без объяснений возвращался. «Ставил точку», давая понять, что никакого анализа не последует. Хотя, как человек знакомый с законами движения, должен был понимать, что возврат в ту же самую точку — это езда по кольцевой, «бег по кругу». Никакого движения вперёд при этом не происходит. Законы механики просто объективно существуют независимо от того, что они кого-то могут не устраивать.
Она ждала его возвращения. Не хотела своими резкими движениями нарушить «едва начавшиеся тончайшие и сложнейшие», как ей казалось, движения его души. Боялась нарушить своим присутствием самое главное условие для встречи с собой — уединение. И надеялась на то, что, увидит, наконец, достойный результат превращения «куколки в бабочку»… Не случилось.
Она в своих ожиданиях отталкивалась от своих способов решать трудные жизненные задачи, а Он, естественно, от своих.
В соответствии с уже знакомым ей «сценарием» на третий, четвёртый, в крайнем случае, на пятый день они должны были воссоединиться. Но, ни на пятый, ни на шестой он так и не появился.
Только на седьмой день они встретились. Она знала, что в знакомый сценарий закралась досадная ошибка, которую незамедлительно следовало исправить. А для этого ей нужно было уложить всё случившееся в понятный ей «кейс» с эпилогом, завязкой, кульминацией,…
Собственно это и стало поводом её визита ко мне.
Я с интересом наблюдала за ней. И с восхищением.
Вообще я довольно часто бываю восхищена моими клиентами. Их искренностью, живостью ума, способностью к рефлексии, готовностью брать ответственность на себя, уязвимостью, успехами,…
Как было ни восхититься её уникальной способностью использовать время его отсутствия столь плодотворно. Будучи в полном контакте со своим внутренним миром, со своей внутренней женщиной, в уединении ей всегда удавалось проделать определенную внутреннюю работу. Как она говорила, «по очищению авгиевых конюшен» собственной души. Она всегда успевала за эти несколько дней ожидания его возвращения задать себе много важных вопросов, найти на них ответы, обнаружить свои ошибки. И принять важные для себя решения.
В своём уединении Она никогда не суетилась, не спешила переложить на него ответственность за сложности в их отношениях, никогда не искала вовне подтверждения своей правоты. Не принимала решения о немедленном разрыве отношений только потому, что «…». В этом месте каждая женщина может подставить любые самые убедительные с её точки зрения доводы. Но я сомневаюсь, что хотя бы один из них мог удовлетворить её.
Живая
Живая, так я назвала её для удобства ведения записей в своих рабочих тетрадях. Случай уникальный в моей консультативной практике, поэтому уже на первой встрече я не сомневалась, что напишу о ней.
Она полна жизни и энергии, и её саму уже давно не удивляет способность слышать не только ушами и видеть не только глазами, а всем своим существом, всем телом, каждой клеточкой своего организма. Она, казалось, всегда знала, что пришла в этот мир, чтобы ровно столько, сколько отпущено, просто оставаться Живой. Способной к сотворению новой жизни, к деторождению, к творчеству. Точно представляющей «топографию» своих границ. Оберегающей границы от чужаков и никогда не посягающей на чужие территории.
Здоровая от природы, ничем не повреждённая, её интуиция и какое-то почти первобытное звериное чутьё, помогали ей хорошо ориентироваться в пространстве и во времени. Она как будто знала, что имеет в самой себе всё, что только может понадобиться женщине. А то, чего не достаёт, знает где и как добыть (попросить). И более того, она делает это. Делает просто, без усилий, как дышит.
И её визит ко мне – это ещё одно тому подтверждение.
Почти все мои «домашние заготовки», старательно подобранные к очередной консультации, оставались невостребованными. Она жила на каждой встрече ровно так, как живут «здесь и сейчас». И от неё исходило то самое ровное внутренне ощущение уверенности, которое я сформулировала для себя так: «Я не знаю, откуда я знаю, но я знаю».
Она знала, что в знакомый сценарий закралась приведшая к сбою досадная ошибка. Не знала только одного. Что ошибкой этой оказалась в самый неподходящий момент «выскочившая», как «чёрт из табакерки», его старая школьная приятельница. Одинокая и несчастливая. С израненной душой и вредными привычками.
Уходя не ухожу…
Лет эдак …дцать с лишним после школы прошло. С тех они ни разу не виделись. Да и в школе не сказать, чтобы виделись. Так знали, что из параллельных классов, и всё. А тут поди ж ты, задушевно так посидели. Выпили за здравствующих, как полагается. Помянули ушедших. И унесло каждого из них куда-то в свое далекое прошлое, в котором нет и никогда не было никаких волнующих общих воспоминаний… А оттуда, куда унесло, не все и не всегда спешат вернуться. Вот и наш герой застрял во времени. И в пространстве, похоже, тоже застрял. И решил наш герой, что вот он, тот человек, который сможет-таки удовлетворить его доселе неудовлетворённые потребности.
Минуточку! Но ведь этот человек даже со своими потребностями до сих пор не разобрался. Как же он чужие будет распознавать и удовлетворять? Вопрос такой степени сложности наш герой себе не задавал.
Магическое мышление — «великий двигатель» на пути регресса. Оно заставляет верить в «чудеса». Хотя по сути своей магическое мышление — результат интерпретации двух тесно связанных между собой событий, одному из которых приписывается причина возникновения другого. Ну, например, встретил соседа с пустым ведром, жди неудачи.
— Какая связь?
— Да, никакой!
К сожалению, мы все в определённой степени подвержены магическому мышлению. Особенно в тяжелые для нас моменты отчаяния, одиночества. Разрыв отношений с любимыми происходит как правило под аккомпанемент чувства боли. Душевной и физической. А пытаясь избавиться от боли, не имея внутреннего ресурса прожить её, мы часто прибегаем к различным «анестезирующим» средствам. Таким, как, например, алкоголь, измены,…
Причины этого нейробиологические. Боль, которая физически часто ощущается как непереносимая, возникает по причине разрушения (разрыва) нейронных связей (динамических стереотипов). С критикой в такие моменты совсем плохо, а то и вообще никак.
Вот и может в этот момент появиться на свет этакий мёртворождённый «тандем», у которого нет ни будущего, ни настоящего. Сразу прошлое! Арифметика здесь очень простая: обменявшись болью, которую нет сил по-настоящему и искренне принять, часто каждый просто удваивает её количество. И то, что на старте казалось принятием, часто превращается в отвержение. Потому что не про эмоциональную близость вся эта «канитель». Она не от избытка, а от недостатка…
Очевидность понесённых потерь быстро отрезвляет.
На первой консультации в моем кабинете они сидели вдвоем: Она (Живая) и Он (прямо скажем, не очень живой). На следующую консультацию она пришла одна…
И совершенно не важно, что написано на последней странице этой «книги жизни», расстались ли Он и Она, или, наконец, состоится их встреча через много лет, прожитых вместе. Узнать конец этой истории — не есть цель моей работы. Запрос был только от неё и только на осознание степени её участия в этом парном «танце».