(«Несколько слов исключительно для потенциальных клиентов»)
Если, вы расскажете мне, например, о том, что после разговора с вашим супругом (подругой, боссом, ребенком, родителями,…) вы чувствуете себя так, как будто вас только что «переехал каток» (метафора моего клиента). После чего расскажете о том, что он (она, они) должен (должна, должны) измениться. Я непременно задам пару вопросов, начинающихся с как:
- Как о вашем мудром решении вы сообщите тому, кому оно адресовано?
- Как вы думаете:
- вас точно услышат,
- согласятся,
- начнут меняться?
Правильно прочитанное условие задачи – половина ее решения
Думаю, вы не станете возражать, что для эффективного решения проблемы нужно сначала понять ее суть.
А для понимания сути хорошо бы начать с общего языка, на котором вы и я (клиент и терапевт) совместными усилиями будем исследовать проблему и искать самый эффективный для вас способ ее решения.
То есть, начнем мы с понятийного аппарата. Звучит заумно? Согласна. Поскольку мы договорились о поиске эффективного решения проблемы, то это условие необходимое хотя и недостаточное…
Итак, понятийный аппарат (в общих чертах).
Если совсем коротко, схемы – это наши представления о мире и о себе, которые всю нашу жизнь влияют на наши эмоции, взгляды, взаимодействие с другими, а также на наши модели нашего поведения.
Формируются схемы в детстве и подростковом возрасте, как отклик на неудовлетворение наших жизненно важных потребностей и как следствие приспособления к негативному опыту. Такому, как семейные ссоры, оставление, недостаточная поддержка и др.
На протяжении жизни схемы могут активироваться (включаться) в зависимости от разных обстоятельств.
Активация схем вызывает сильные эмоции, такие, как, например, тревога, страх, стыд, печаль. А наши реакции, точнее способы совладания с включившимися схемами, в частности, с сильными негативными чувствами, выражаются в особых способах нашего поведения.
У каждого из нас есть как минимум одна схема, чаще сочетание нескольких. Что подтверждено многочисленными исследованиями. Ну, и по степени выраженности схем мы, конечно же, отличаемся друг от друга.
Почему схема-терапия?
- Схема-терапия интегрирует новейшие научные открытия, самые разные инструменты и техники из очень многих подходов и школ в единую модель терапии.
- Основная идея модели схема-терапии – это идея о необходимости удовлетворения базовых детских потребностей для формирования психологически здоровой личности.
«Врага» надо знать в лицо
Собственно, схему увидеть, что называется «невооруженным глазом», невозможно. Зато наше состояние (режим), как результат активации схемы, очень даже заметно. Причем, не только окружающим, но и нам самим.
С точки зрения схема-терапии наши межличностные проблемы во взрослом состоянии – это результат активации наших негативных схем, сформированных в детстве.
Если теперь вернуться к решению задачи про то, что для улучшения, например, вашего самочувствия кто-то из вашего окружения должен измениться, то придется сместить фокус с предъявленной проблемы на устойчивые паттерны вашего поведения. То есть, на те самые ваши собственные грабли, на которые непосредственно вы периодически и наступаете.
И в этом вы не одиноки. Время от времени на свои грабли наступает каждый. В том числе и я не исключение.
Что делать?
Можно, конечно, и дальше пытаться менять других. Но так это не работает.
Поэтому в схема-терапии мы будем делать то, что точно работает.
А именно:
- Исследовать детский и подростковый опыт, лежащий в основе психологических проблем.
- Знакомиться со своими эмоциональными состояниями (режимами) поближе. Мы непременно поговорим о режимах вообще.
О ваших режимах в частности. Назовем их для удобства распознавания. - И вы научитесь ваши режимы распознавать.
- Научитесь распознавать связанные с режимами потребности.
- Отслеживать то поведение, в которое вас вовлекают ваши режимы.
- Научитесь распознавать ваши собственные, связанные с режимами, потребности.
Конечная цель схема-терапии – укрепление здорового режима, который получил название режима Здорового Взрослого.